Вопрос 7

Материал из Даосская Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Вопрос

Император Пань Гэн[1] спросил у [некоего] достопочтенного Старца: "Я слышал, что вы достигли своей телесной крепости благодаря соединению с [силой] инь[2] и вбирания в себя небесной энергии[3] и таким образом обрели продление жизни и долголетие. Я тоже хотел бы узнать, как практиковать этот путь?"

Ответ

Старец ответил: "Вам следует дорожить тем, что вместе со всем телом рождается, но раньше всего дряхлеет. Если поступать так, то слабость вновь обернётся силой, краткая жизнь станет долгой, а бедняк сможет получить достаточно зерна для пропитания[4]. В этих делах есть то, что опустошает, и то, что пополняет[5]. В упорядочивании этого есть такие этапы: во-первых, опустив руки, выпрямлять позвоночный столб и массировать ягодицы; во-вторых, расслаблять [мышцы] бёдер, двигать [пневму] в область силы инь[6] и сжимать анус; в-третьих - смежать веки, ничего не видеть и не слышать, направлять пневму [в голову] и питать ею [мозг]; в-четвёртых, собирать во рту все пять вкусов, пить из источника процветания[7]; в-пятых, всю семя-энергию направлять вверх, чтобы по всему телу сосредоточивалась великая светлая [пневма ян], дойти до пяти раз и остановиться. Тогда дух станет спокойным и радостным". Таков путь Старца, [наставляющего] в соединении с [силой] инь и поглощении духа и пневмы.

Перевод

Торчинов Е.А.

Примечания

  1. Пань Гэн - царь(ван) древнейшего китайского государства Шан-Инь. Правил, согласно традиционной датировке, в 1401—1373 гг. до н.э. Прославился тем, что возродил(чжун син) свою династию, перенеся столицу с востока (современный г. Цюйфу провинции Шань­дун, родина Конфуция) на запад в город Шан(близ современного г. Аньян провинции Хэнань).
  2. Здесь заложен двоякий смысл: первое - соединение с силой инь как женским началом, т.е. совокупление, и второе - пестование инь(в смысле либидо) в себе.
  3. Небесная энергия(тянь чжи цзин). - Здесь слово цзин, ранее переводившееся как "семя", переведено как "энергия" по при­чине полисемичности(многозначности) данного термина.
  4. Смысл упоминания о бедняке и зерне не совсем ясен. Может быть, имеется в виду повышение работоспособности как след­ствие практики "пестования жизни".
  5. Имеется в виду семяизвержение(опустошение) и восполнение утраченного семени благодаря "пестованию жизни".
  6. Здесь говорится о различных приемах массажа, входящих в даосскую гимнастическую практику даоинь. Область инь - поло­вые органы.
  7. Источник процветания(цюань ин) - с одной стороны, это биологически активные вещества, получаемые благодаря употреб­лению молока и бульонов, сваренных из половых органов животных, с другой - слюна, которую следует определенным образом глотать.