Трактат о Тайцзицюань Ван Цзунъюэ
Содержание
Тай-цзи (Великий Предел) не имеет предела, но порождает все вещи и является причиной движения и покоя, матерью Инь и Ян.
Принцип движения – разъединение, принцип покоя – соединение.
Не следует ни "переходить" (перебирать), ни "не доходить" (не добирать).
Вслед за искривлением сразу же следует распрямление.
Если противник твердый, то я мягкий и поэтому "ускользаю" (ухожу).
"Ускользать" – значит быть мягким, в то время как противник твердый.
"Прилипать" (льнуть) – значит занимать выгодную позицию за спиной противника.
Если движение быстрое, то и ответ быстрый; если движение медленное, то и ответ медленный.
Хотя изменения многообразны, но этот принцип (закон) всепроникающий.
Только после длительной практики (занятий) достигается постепенное понимание того, чем является энергия Цзинь; благодаря пониманию этой энергии достигается постепенное просветление духа Шэнь.
Однако без длительных занятий нельзя достичь совершенного понимания.
Следует быть "опустошенным" и подвижным и удерживать энергию Цзинь в макушке, а энергию Ци опускать в точку Дань Тянь.
Не следует чрезмерно отклоняться ни в одну, ни в другую сторону, то скрываясь (исчезая), то появляясь.
При атаке противника слева следует "опустошить" свою левую сторону; при атаке справа следует "опустошить" свою правую сторону.
При атаке в верхнюю часть следует уходить еще выше; при атаке в нижнюю часть следует уходить ниже (чем это может сделать противник).
Если противник наступает, то расстояние между вами должно увеличиваться; если противник отступает, то расстояние между вами должно сокращаться.
Тело должно быть столь чувствительным, что ускользает от падающего пера и на него не может опуститься муха.
Противник не знает меня (не понимает), а я знаю о нем все.
Только при условии выполнения всех этих принципов ты не будешь иметь равных себе и становишься мастером, у которого нет соперников, обладающих такой же доблестью.
Существует множество всевозможных школ боевого искусства, для которых, несмотря на различия в манере выполнения упражнений, характерна общая особенность: сильный победит слабого, медленный уступит быстрому.
Если сильный бьет слабого, а более быстрый – медлительного, то все это – проявление естественных способностей, а не результат длительной и серьезной тренировки.
Следование принципу "четыре ляна одолевают тысячу цзиней" показывает, что победа возможна и без применения мускульной силы (Ли).
И если 70-80-летний мастер может противостоять нескольким нападающим, то это невозможно объяснить только их нерасторопностью (медлительностью).
Когда стоишь на месте, следует быть уравновешенным; при движении следует уподобляться тележному колесу.
Сосредоточение веса тела на одной ноге обусловливает легкость передвижений; если же вес распределен поровну на обе ноги, то это препятствует движениям.
Если, несмотря на многолетние занятия, не можешь менять свои движения и сам попадаешь под контроль противника, то причина этого одна: "равное распределение веса".
Если хочешь избежать этой болезни, необходимо постичь (взаимодействие) Инь и Ян.
"Прилипание" – это и есть "уход" (ускользание), "уход" – это и есть "прилипание".
Инь неотделимо от Ян, Ян неотделимо от Инь; когда Инь и Ян взаимодействуют неразрывно, тогда можно понять энергию Цзинь.
И чем больше ты упражняешься, тем больше становится твое мастерство.
Ты помнишь все движения, и тебе не надо над ними задумываться (т.е. все движения выполняются спонтанно).
Самое основное – это "забыть себя" и во всем следовать за противником.
Многие ошибочно пренебрегают близким и устремляются за далеким (т.е. отказываются от доступного и стремятся овладеть далеким недоступным).
Но правильно говорится, что небольшое отклонение вблизи разрастается вдали в большое (т.е. маленькая ошибка в начале приводит к огромной ошибке в конце).
Занимающийся должен хорошенько осмыслить это.
Продолжительный бой подобен волнам большой реки или океана, следующим друг за другом без начала и конца.
Из тринадцати его движений (форм):
- Отклонить удар (блок) наискосок вверх,
- Тянуть назад,
- Давить вперед,
- Оттолкнуть (толкать),
- Потянуть вниз,
- Сгибать назад,
- Ударить локтем,
- Ударить плечом
Все эти движения соответствуют восьми триграммам (Ба-гуа).
А другие пять форм:
- Двигаться вперед,
- Отступать назад,
- Двигаться влево,
- Двигаться вправо,
- Сохранять середину (равновесие)
соответствуют "пяти первоэлементам" (У-Син).
Четыре движения –
- Отклонять удар,
- Тянуть назад,
- Давить вперед,
- Подтолкнуть (толкать) –
соответствуют триграммам "Кань" и "Ли", "Чжэнь", "Дуй" и четырем сторонам света;
четыре других –
- Потянуть назад,
- Сгибать назад,
- Ударить локтем,
- Ударить плечом –
соответствуют триграммам "Цянь", Гэнь", "Сунь", "Кунь" и четырем сторонам света.
Другие пять движений –
- Двигаться вперед,
- Отступать назад,
- Двигаться влево,
- Двигаться вправо,
- Сохранять равновесие –
соответствуют "металлу", "дереву", "воде", "огню" и "земле".
Автор
Ван Цзунъюэ. Перевод Абаев Н. Горбунов И.