Вопрос 3

Материал из Даосская Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

Вопрос

Хуан-ди спросил у Цао Ао[1]: "Из-за чего люди теряют жизненную силу и гибнут? Из-за чего люди получают жизненную силу и живут?

Ответ

Цао [Ао ответил] <...>: "Благодаря соединению [сил] инь и ян люди восполняют своё семя[2]. Во время соединения пневмы следует медленно двигать своим телом. Если медленно двигать своим телом, о можно и в момент испускания женщиной пяти вздохов извергнуть в неё семя. Тогда слабый[3] восполнит свои силы, сильный достигнет долговременного расцвета, а старый продлит свою жизнь. Вот каков способ продления жизни.

Теперь рассмотрим способ запирания нефрита. Если нефрит надежно заперт. то происходит собирание божественного разума. Если произошло собирание божественного разума, то признаки этого становятся очевидными.

Если нефрит заперт, то семя укрепляется, и нефритовый родник не будет истекать наружу, а тогда всё множество болезней до единой[4] исчезнет, и поэтому можно продлить свою жизнь.

Путь единения с [силой] инь обязательно следует практиковать в умиротворении и спокойствии. Тело и пневма умиротворяют друг друга. Поэтому говорится: "Если во время первого совокупления не расходуется сперма, то зрение и слух обретают зоркость и остроту. Если во время следующего совокупления сперма не расходует, то голос становится ясным и громким. Если во время третьего совокупления сперма не расходуется, то кожа становится лучезарной. Если во время четвертого совокупления сперма не расходуется, то позвоночный столб и плечи укрепляются настолько, что их нельзя повредить. Если во время пятого совокупления сперма не расходуется, то ягодицы, область таза и ноги укрепляются. Если во время шестого совокупления сперма не расходуется, то все вены начинают хорошо сообщаться между собой. Если во время седьмого совокупления семя не расходуется, то долголетие может возрасти. Если во время девятого совокупления сперма не расходуется, то достигается проникновение в божественный разум".

Вот каков путь упорядочивания духа и пневмы посредством [силы] инь, преподанный Цао Ао.

Перевод

Торчинов Е.А.

Примечания

  1. Цао Ао - мифический мудрец. Подобно Да-чэну в других текстах не упоминается.
  2. В оригинале пропущено пять знаков. По мнению Чжоу И-моу (Указ. соч., с. 167), здесь должны стоять иероглифы инь ян чжи хэ е ([благодаря] соединению [сил] инь—ян).Семя (цзин) - не только сперма, но и тончайшая квинтэссенциальная жизненная энергия, своего рода пневменный экстракт, ове­ществляемый в виде спермы. Ниже в ряде случаев цзин переводится не как "семя", а как "жизненная сила", или "квинтэссенция жизнен­ной энергии".
  3. Дословно: "...пустой может сделать так, что [его силы] воспол­нятся и достигнут расцвета".
  4. Точнее, "все сто болезней вплоть до [болезни] ин". Отожде­ствить эту болезнь не удалось. Таким же переводом ограничивается и Чжоу И-моу(Указ. соч., с. 169). В современном языке биномы ин бин, ин цзи означают просто "заболеть".