4.4. Развлечения и здоровье

Материал из Даосская Библиотеки
Перейти к: навигация, поиск

К оглавлению

Содержание

Глубокое пристрастие к «музыке и женской красоте, собакам и лошадям» с древних времен считалось воплощением бессмысленности и порочности. Если тщательно проанализировать смысл выражения «музыка и женская красота, собаки и лошади», нетрудно заметить, что кроме «женской красоты» остальные составляющие этого выражения можно отнести к развлечениям. В древние времена некоторые люди, кроме «собак и лошадей», страстно увлекались петушиными боями и боями сверчков, игрой в ножной мяч (древняя игра с каменным шаром), охотой, катанием на коньках, вскармливанием соколов… кроме «музыки» — спектаклями, игрой на музыкальных инструментах и т. д. Если все эти увлечения не достигают степени глубокого пристрастия, парализующего волю, их вряд ли можно считать порочными. Формы и разновидности современных развлечений заметно отличаются от развлечений древности. Жители китайских городов очень редко содержат собак, но часто выращивают голубей, практически не ездят верхом на лошадях, предпочитая мотоциклы, играют в карты, посещают дискотеки, забавляются с электронными игрушками. Так как же отражаются эти повседневные развлечения на здоровье?

Большинство современных развлечений могут принести как пользу, так и вред. Если развлечения имеют меру, они полезны, если же чрезмерны, — вредны. К положительным сторонам развлечений можно отнести расслабление психики, повышение умственных способностей, закаливание организма. Какой же вред организму могут нанести чрезмерные развлечения? Как можно предотвратить его?

Избегать развлечений, вызывающих страх. В книге «Сань юань янь шоу шу» (Книга трех основ продления жизни) упоминается о играх, наносящих вред здоровью маленьких детей. Например, игрушечные насекомые или чертики могут вызвать у ребенка испуг. Если для собственного развлечения намеренно не поддерживать ребенка, который еще не умеет сидеть и стоять, или щекотать его, это может вызвать очень сильное раздражение психики ребенка. Из-за страха у ребенка могут возникнуть кошмарные сновидения, судороги и психические нарушения. В современной жизни также очень часто используют различные способы развлечения детей, оказывающих на их здоровье плохое влияние. Например, некоторые родители для расширения кругозора своих детей и воспитания храбрости часто берут их с собой в зоопарк или в парк, что само по себе очень хорошее дело. Но из-за того, что индивидуальные врожденные способности и характер каждого ребенка различны, иногда они могут испугаться, подойдя близко, например, к горилле. Многие аттракционы в парках также могут вызвать сильное сердцебиение и рвоту у пугливых или слабых детей. Среди «семи эмоциональных факторов» самое большое влияние на здоровье детей оказывает страх.

Страх также является очень распространенной причиной, вызывающей болезни у взрослых. В древней книге встречается легенда, в которой один человек, возвращаясь вечером с прогулки в горы, неожиданно впервые в своей жизни увидел великана, который пьяным спал у ворот монастыря. Этот человек сильно испугался. В результате, возвратясь домой, заболел. У него появилось частое мочеиспускание — до 50—60 раз в день. В народе говорят: «Обделаться и обмочиться от страха». Традиционная китайская медицина считает, что причиной возникновения этого явления может быть оседание Ци, вызванное сильным испугом. Следствием страха могут быть не только указанные проявления, но и другие болезни: «Утрачивается крепость Ци желчного пузыря, становится беспокойной душа, возникает недостаток в сердце, потливость, пища теряет вкус». Кроме того, «когда не рассеивается страх, повреждается квинтэссенция Цзин, возникают ломота в костях и судороги, происходят поллюции». Страх также может вызвать повреждение внутренних органов: «Когда возникает аномальное поднятие Ци, происходит кровавая рвота». Все это вызывает очень серьезное повреждение организма.

Испуг также может вызвать психические нарушения. Традиционная китайская медицина считает: «Страх вызывает неустойчивое душевное состояние, беспорядочный ток Ци в организме». Кроме того, «большой страх повреждает почки. Если страх не рассеивается, повреждается воля, человек становится подавленным. Это путь сокращения жизни». Самое сильное повреждение психики может вызвать сумасшествие. В трактате «Хуайнань-цзы» говорится: «Большой страх вызывает сумасшествие». Согласно теории традиционной китайской медицины, сумасшествие возникает из-за «беспорядка рассудка». Этот «беспорядок» может быть вызван сильным гневом или сильным испугом. «Когда пренебрегают опасностью, душа разума улетает, а душа тела рассеивается. Когда забавляют дикие крики животных, душа в страхе и беспокойстве».

Развлечения не должны быть утомительными. Во многих развлечениях нет ничего плохого для организма. Однако, если не знать меры, можно серьезно повредить свое здоровье. Когда всю ночь играют в карты, мацзян (китайское домино) или шахматы, танцуют, чтобы взбодриться, пьют крепкий чай, кофе, курят, едят, нарушают обычные жизненные закономерности. «Развлекаясь» подобным образом, можно ослабнуть за несколько дней. Если это продолжается месяцы и годы, организм будет полностью разрушен.

Все любят песни и танцы. Однако, когда человек слушает песни или смотрит танцы, нельзя вести себя ненормально. В книге «Люй ши чуньцю» (Весны и осени господина Люя, III в. до н. э.) говорится: «Слушая музыку, достаточно лишь спокойно наслаждаться самому». То есть, слушая музыку, надо лишь поддерживать устойчивое и спокойное душевное состояние. Хорошая музыка и живопись очень нравятся людям, поднимают настроение, удлиняют жизнь. Но если не научиться быть умеренным, очень скоро они могут нанести вред. Поэтому даже при разумных развлечениях ни в коем случае не следует допускать переутомления. Кроме того, во всех развлечениях нельзя в забывчивости «душой метаться как обезьяна, мыслями скакать как лошадь».

Здоровые развлечения подходящей длительности и силы укрепляют жизненные силы человека, в противном случае могут серьезно подорвать здоровье и не принести никакой пользы.

Источник

Китайская медицина о повседневной жизни (по материалам китайских изданий) — Алматы, 2000. — 96 с. Авторы-составители: П. В. Белоусов, А. В. Чемерис